Версия для слабовидящих
Адрес:
Иркутская область, Братский район, г.Вихоревка, ул.Ленина, 31,
Телефон:
Центр социальной помощи семье и детям

СИМПТОМ – ФУНКЦИЯ. О ЧЕМ ГОВОРИТ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА

« Назад

СИМПТОМ – ФУНКЦИЯ. О ЧЕМ ГОВОРИТ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА 15.04.2024 06:22

Семья – это система, «организм» со своими свойствами, законами, этапами развития. И, по законам системы, если существуют проблемы в семейных взаимоотношениях, то разного рода проблемы могут возникнуть у любого из ее членов. Дети обычно – самое слабое звено, т. к. они более чувствительны к происходящему, и у них меньше всех возможностей прямо выражать свои чувства и эмоции.

Примеры симптоматического поведения у детей: неуспеваемость, гиперактивность, плаксивость, агрессивность, непослушание, отказ от еды, частые болезни, хронические проблемы со здоровьем невыясненной этиологии (энурез, кожные заболевания, боли в животе и т.п.).

Симптом ребенка – это симптом семьи, это та миссия, которую выполняет ребенок, чтобы семья существовала. Например, ребенок может часто болеть только потому, что чувствует нестабильность в отношениях мамы и папы, и своими болезнями пытается сплотить родителей вокруг себя. Тут уж не до ссор и развода, когда любимое чадо страдает.

Еще один пример. Родители подростка не хотят признавать, что он вырос, пересмотреть сложившиеся правила и степень его свободы. Ведь забота о ребенке – единственная функция, которая осталась в отношениях мамы и папы. Если это признать, то надо признавать, что в их отношениях других смыслов нет. Соответственно, потребность подростка в признании, уважении не удовлетворяется. Ребенок, к примеру, попадает в «плохую» компанию, и снова семья сплачивается против внешнего врага (плохой компании, наркотиков и т.д.) во имя спасения сына. Его миссия выполнена на 100%.

Еще один важный момент. Любая система всеми силами стремится удержать установившийся в ней порядок. И даже устоявшиеся проблемные взаимоотношения в семье зачастую удобнее для ее членов, чем изменения, работа над собой, столкновение с трудными чувствами и т. п. Поэтому семейная система может сопротивляться изменению ее отдельных членов. Вот почему так сложно добиться большого эффекта от работы с таким ребенком отдельно от мамы и папы.

В ходе обсуждения предложенной темы, специалисты пришли к выводу, что в ходе работы с семьями, состоящими на сопровождении в Центре, в первую очередь необходимо рекомендовать и разъяснять родителям то, что важно выйти из «страусиной» позиции и признать, что проблема существует, не бояться брать на себя ответственность за происходящее. Родителям важно учиться осознавать личностные неразрешенные проблемы, свои потребности, неудовлетворенные желания, быть гибкими в разных ситуациях, стараться ставить себя на место ребенка, учиться принимать его эмоции. Не убегать от проблем в отношениях, обсуждать, менять отношения в семье, вырабатывать семейные правила и пересматривать их по мере взросления ребенка, учиться говорить друг с другом, слушать и слышать друг друга, выражать свои эмоции «экологичным» образом.


Как нас найти:
Мы ждем Вас в гости!
Обратная связь
Адрес:
Иркутская область, Братский район, г.Вихоревка, ул.Ленина, 31,
График работы:
Пн-Пт с 8.48-17.00